Продолжение предыдущей темы темы: Активный и гиперактивный
Что делать если твой ребенок гиперактивный?
Начните с себя
Родители должны всем сердцем понять беду, которая постигла ребенка. Мало знать, что надо делать. Без сострадания, любви и искренности никакие знания не помогут. Только внутренне приняв для себя эти знания, родители смогут правильно обращаться с ребенком: НЕ повышать голос и НЕ ругать ребенка, НЕ сюсюкать и НЕ потакать, НЕ спешить самим и НЕ торопить ребенка, НЕ нервничать и НЕ раздражаться, НЕ менять договоренностей и планов и т.д. При этом в любом случае ребенок не должен почувствовать, что вы ее жалеете!
«Нет» слову «нет»
Надо избегать крайностей - чрезмерной суровости и чрезмерных поблажек. Дети должны придерживаться безопасных для себя и окружающих правил поведения, но количество запретов надо свести к минимуму, поскольку у гиперактивных детей - снижена реакция на шум, зрительные образы, негатив, поэтому запрет для них - пустой звук.
Запреты должны быть заранее обсуждены, четко сформулированы, а еще ребенок должен четко знать, какое наказание его ждет при нарушении. Не следует запрещать в категорической форме (не употребляйте слов "нельзя", "прекрати", "нет"). Вместо приказов – просьбы. Добивайтесь согласия и взаимопонимания, объясняйте, почему "нельзя", если не удается - переключите внимание ребенка, желательно со спокойным юмором: предложите другую возможную в данный момент деятельность или развлечение. Задайте неожиданный вопрос, не связанный с данной ситуацией. Отреагируете неожиданным для ребенка образом (пошутите, повторите действия ребенка и т.п.). Сфотографируйте ребенка или подведите его к зеркалу в ту минуту, когда он капризничает. Оставьте ребенка одного в комнате (если это безопасно). Если отвлечь не удается - предложите альтернативный вариант, например, ребенок рвет обои - дайте ему кучу газет: "Хочешь рвать - рви, газет тебе надолго хватит".
Монотонно, одинаковыми словами, спокойно повторяйте свою просьбу.
Не настаивайте каждый раз, чтобы ребенок извинилась. Во многих случаях, когда ребенок успокоится, стоит сделать вид, что ничего не произошло.
Не читайте нотаций, ведь ребенок все равно их не слышит и не воспринимает. Если надо наказать - делайте это сразу, а не угрожайте наказанием. Физические наказания - строго запрещены! Вы можете дать поведению (а не ребенку!) негативную оценку, временно изолировать его (если это безопасно!), отказать ему в привычных развлечениях и т.д.
Хвалите, поощряйте, радуйтесь успехам!
Гиперактивные дети не воспринимают запретов и наказаний, зато прекрасно реагируют на похвалу. Поэтому надо чаще хвалить за успехи, даже незначительные. Но неискренняя, незаслуженная похвала - недопустима! Ребенка надо хвалить всегда, когда ему удалось довести дело до конца. Особенно, если это дело связано с концентрацией внимания (разрисовывание, чтение, уборка и т.п.). Здесь будет не лишний маленький подарок или привилегия, разрешение немного дольше погулять, конфета и т.д., но смотрите, чтобы система поощрений не превратилась в систему оплаты. Всегда отмечайте успехи - это укрепляет уверенность ребенка в своих силах.
Эмоциональный и физический контакт
Для гиперактивных детей это очень важно. Надо обнять, приласкать, погладить, успокоить в трудных ситуациях - и неконтролируемые эмоции и мышечное напряжение начнут спадать.
Распорядок дня
Для гиперактивных детей очень важным является соблюдение распорядка дня, который надо составить вместе с ним. Распорядок дня (время для еды, игр, прогулок, занятий, сна), при условии его соблюдения, действует на суперактивного ребенка успокаивающе. Поскольку ему через свою импульсивность трудно мгновенно переключиться с одного дела на другое, желательно предупредить его заранее, а еще лучше - выставить будильник или таймер.
Поручение и обязанности
Давайте ребенку поручения, определите ежедневные обязанности и контролируйте их выполнение (этому опять-таки поможет распорядок дня). Даже если результаты не так хороши, как вы бы хотели, поощряйте усилия малыша. Поручайте только одно дело. Если задание новое - объясните и покажите, как его выполнять. Объяснение (инструкция) должно быть не длиннее 10 слов (дольше гиперактивный ребенок не дослушает - "отключится").
Контроль над собой
Научите ребенка управлять своими эмоциями - этому помогут «агрессивные игры» ( «Хочешь драться - бей, но не по людях или животных. Вот тебе палка - бей по земле, по камню ... Вот тебе камень - попробуй попасть в столб»). Привлекайте и поощряйте ребенка к пассивным игры, требующие концентрации внимания (лото, домино, разрисовывание, лепка, чтение и т.д.). Эти занятия позволяют расслабиться, что чрезвычайно важно для гиперактивного ребенка.
Избегайте эмоционального переутомления
Следите, чтобы ребенок не засиживалась перед телевизором или компьютером - избыточное количество впечатлений приводит к чрезмерному возбуждению, потере самоконтроля. На него вредно действуют места с толпами людей (магазины, базары). Не ходите с ним часто в гости. Желательно, чтобы он играл с одним ребенком, причем спокойный, флегматичным (чем больше детей в игре - тем выше перевозбуждения). Не торопитесь отдавать ребенка в детский сад.
Физическая активность
Прогулки, физические упражнения, бег - очень полезны, они помогают сбросить избыток энергии. Но и здесь предотвратите переутомление, которое перерастает в гиперактивность. Мягко остановите забеганого ребенка, обнимите за плечи, поставьте какой-то вопрос, предложите какое-то дело - пусть немного отдохнет, но ни в коем случае не приказывайте остановиться и передохнуть.
Кроме того, гиперактивным детям не следует участвовать в командных играх, где задействованы сильные эмоции (футбол, баскетбол, эстафеты и т.п.).
Питание
Гиперактивный ребенок должен получать достаточно витаминов, микроэлементов, как можно меньше жареного, острого, соленого, копченого, побольше - вареного, тушеного, свежих овощей и фруктов. Обязательное правило - если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!
Собственный уголок
Ребенок должен иметь свою комнату или свой уголок для игр, обучения, где он может уединиться. Оформляя детскую комнату или уголок, избегайте ярких цветов, ломаных линий. На рабочем столе не должно быть предметов, отвлекающих внимание, ведь малыш самостоятельно не может достичь того, чтобы его ничего не отвлекало. Столик должен находиться подальше от телевизора, дверей, разного рода шума. Его непоседливость является реакцией на внешние раздражители, поэтому их нужно минимизировать.
ПОМНИТЕ: общая двигательная активность с годами уменьшается, а у некоторых детей исчезает совсем. Важно, чтобы ребенок до этого времени не «набрался» негативизма и комплексов, которые испортят ему жизнь (и вам тоже!) в подростковом возрасте.
Любите РЕБЕНКА, помогайте ему стать успешным. Все в ваших руках!