Активность и гиперактивность

гиперактивный ребенок

Активность - то есть энергичная деятельность. И это замечательно, если к этому слову не добавляется приставка "гипер", что в переводе с греческого означает "превышение нормы". Гиперактивные дети являются импульсивными, невнимательными (их внимание постоянно отвлекается от объекта), они бегают и прыгают, ломают и складывают, разбрасывают и собирают, разваливают и строят, дерутся, кричат, танцуют, поют - и все это почти одновременно.

Следовательно, это "подвижные живчики", "вечные двигатели" - если это про ваше чадо, то имеете проблему и в полной мере ощутите глубокую правду старой поговорки: "Какой же ты хороший, когда спишь!"

Но дело не только в вас! Такому ребенку будет очень тяжело в школе: он просто не может усидеть на стуле, вскакивает с места, не может дождаться своей очереди во время занятий или игр. На вопрос отвечает, не задумываясь, не дослушав до конца, начинает выполнять новую задачу, не закончив предыдущую, болтает непрерывно, теряет и забывает свои вещи.

Но согласитесь: спокойный, тихий и слишком послушный ребенок - это тоже тревожный признак. Сразу начинаешь думать: "Что-то с ним не то!" Следовательно, активный ребенок - это хорошо. Это означает, что он, во-первых, здоров (больной не будет носиться!), а во-вторых, не «затуркан воспитанием» - сплошными запретами и наказаниями.

А с другой стороны - разве это нормально, когда ребенок день и ночь скачет тебе по голове? Где граница между нормой и "перебором"? Между активностью и гиперактивностью? Прежде чем кормить ребенка успокаивающими препаратами, попробуем разобраться.

Итак, сопоставьте:

Активный ребенок

- Отдает предпочтение подвижным играм перед пассивными (пазлы, лото, конструктор), но если ему действительно интересно - может и дворец построить, и сказку послушать;

- Быстро говорит и ставит бесконечные вопросы;

- Не страдает хроническими нарушениями сна и кишечными расстройствами;

- Активный не всегда и не везде (например, в гостях у малознакомых людей - может быть спокойным, застенчивым);

- Неагрессивный (т.е. может дать сдачи, но не оскорбляет без причины).

Гиперактивный ребенок:

- Находится в постоянном движении и не может себя контролировать, не может остановиться, отдохнуть, даже когда устанет - все равно движется, пока не начнется истерика;

- Тоже быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не может дослушать до конца то, что ему говорят; тоже ставит множество вопросов, но не имеет терпения даже выслушать ответ или объяснения;

- Его очень трудно уложить спать, он очень плохо засыпает, сон беспокойный, часто просыпается; страдает от кишечных расстройств, аллергии;

- Не реагирует на запреты; в любых обстоятельствах, всегда и везде ведет себя одинаково активно;

- Ребенок агрессивный - безосновательно дерется, кусается, царапается, толкается, бросается камнями, землей, может ударить палкой и т.д.

Причины гиперактивности

Главное отличие гиперактивности от активности (как темперамента) заключается в том, что гиперактивность - это не черта характера, а следствие неблагополучных родов, нарушений в течение 1 года жизни или мозговой дисфункции. Группу риска составляют дети, родившиеся после кесарева сечения, тяжелых патологических родов, недоношенные, на искусственном кормлении и т.п. НО: не все дети, принадлежащие к группе риска, обязательно будут гиперактивными! Да и потом, если истеричность, колики, нарушения сна не прошли в первый год, их все равно можно исправить.

ПОМНИТЕ:

Малыш не виноват, что он такой «живчик», поэтому нет смысла ругать его, наказывать, устраивать бойкот. Этим вы достигнете лишь снижение самооценки, чувство вины за то, что он такой «неправильный».

Кроме того, в некоторых случаях гиперактивность может быть результатом завышенных требований родителей, которых дети не могут выполнить через свои природные способности или же из-за переутомления. В таких случаях родители должны снизить нагрузку на ребенка, уменьшить свои требования.

Иногда гиперактивность может быть реакцией ребенка на психическую травму, например, на ссоры родителей или их развод, плохое отношение к нему в семье, в саду или школе, конфликт с членами (членом) семьи или воспитателем (учителем). Если причина в садике или школе - надо изменить заведение. Если причина в семье - принимайте меры. Ребенок не должен слышать ссору между взрослыми, а тем более быть ее участником. Если ребенка терроризирует член семьи - должны его укротить. Родители должны как можно больше времени проводить с ребенком, играть с ним, ездить на природу, придумывать совместные развлечения и т.д.

Конечно, это требует много терпения и фантазии, зато вы будете знать внутренний мир вашего ребенка, станете с ним близкими - а за это никакая цена не является слишком высокой.