Изучение нескольких языков в дошкольном возрасте

09.07.2010

Развитие речи у старших дошкольников проявляется прежде всего в том, что усовершенствуется понимание ребенком речи, расширяется словарный запас и усложняется грамматическая конструкция предложений. Речь необходима не только для обмена информацией: она выполняет функцию планирования, обобщение, осмысление действий. Рець является индикатором интеллектуального развития ребенка.

Ребенок учится говорить на родном языке не только от матери, но и от всех людей, с которыми встречается. И больше всего от тех, кто ему близок, с кем у него сложились эмоциональные взаимоотношения.    Взаимоотношения в становлении речи - значительно важный фактор, чем, например, наследование. Ребенок хочет чем-то поделиться, пережить радостное впечатление, с помощью слов и фраз он пытается завязать и поддержать контакт «со своими», речь нужна ему и для исполнения желаний, и для удовлетворения потребностей.

Если бы ребенка лишили возможности общаться с людьми, он не научилась бы говорить даже в окружении магнитофонов, радио и телевизора, включенных с утра до ночи. Известны случаи, когда в лесах находили детей, затерялись совсем маленькими и росли среди животных. Когда «одичавшие» дети попадали к людям, они крайне слабо развивались интеллектуально, несмотря на напряженный труд воспитателей. Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, существуют периоды наибольшей чувствительности к определенным воздействиям (такой период для развития речи - от одного года до трех), с другой, - вне социальной среды развитие детей невозможно.

Вот тут и возникает проблема: имеет ли смысл изучения нескольких языков в дошкольном возрасте?

В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается грамматический строй речи. Дети усваивают тонкие закономерности морфологического порядка - строение слова. Ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает речевую действительность. Он правильно улавливает значения «взрослых» слов, хотя применяет их иногда в своеобразный способ. Эту детскую способность к самостоятельному словостроению часто называют словотворчество.

Словотворчество - это закономерный этап овладения родным языком. Взрослым необходимо исправлять детское произношение и фиксировать внимание на правильных названиях. Поможет в этом звуковой анализ слов и развитие фонематического слуха. Если в семье говорят на двух языках, ребенок оказывается в значительно более сложном положении не столько с развитием речи, сколько с накоплением и использованием слов. Он учится называть ту же вещь двумя разными словами, понимать родителей и бабушек. Естественно, что ребенок иногда путает слова: пройдет много времени, прежде чем он сам во всем разберется.

Оценивая зрелость речи по обычным нормам, мы приходим к выводу, что у детей в двуязычных семьях запас словесных понятий в дошкольном возрасте несколько ниже, чем у детей, которые растут в одноязычных семьях. Однако нельзя считать, что дети из двуязычных семей опаздывают в психическом развитии. Как правило, ребенок находит какой-то выход сам: он либо принимает один язык как родной, а второй - как вспомогательный, необходимый для понимания того члена семьи, кто говорит только, или же владеет обоими языками одинаково хорошо и использует их в соответствующих.

Аналогичная ситуация обычно складывается с самой комбинацией языков в семье. Если оба языка близкие (например украинский и русский), то ребенку не приходится изучать две языковые системы, и он достаточно быстро и легко запоминает два названия той же вещи или того же явления. Дети, имеющие нормальные способности и не страдающие специфическими дефекты речи, подвергаются лишь несущественным, временным проблемам с двуязычием. Впрочем, в большинстве случаев на то время, когда ребенок пойдет в школу, его родной язык (или русский, или украинский) уже определится, второй станет тот, на котором говорит лишь немногие из его окружения.

Многие родители начинают обучать иностранному языку ребенка-дошкольника. Еще больше таких родителей, которые испытывают угрызения совести за то, что они не учат своего сына (дочь) английскому, французскому или еще какому-то языку. Такие родители руководствуются правильным и похвальным представлением о том, что в наше время всегда полезно знать один или два иностранные языки, которые будут помогать впоследствии взрослому человеку, реализовать себя в жизни. И вторым представлением, которым они руководствуются, - «чем раньше, тем лучше», согласиться уже не так легко, ведь речь идет не об исправлении недостатка в развитии, который нужно исправить вовремя: мы говорим об овладении нового умения и развитие новой способности. Считаем, в этой ситуации должен действовать другой принцип - найти подходящий период в развитии ребенка.

Изучение иностранного языка в дошкольном возрасте несколько отличается от так называемого естественного двуязычия. В этом случае необходимо создать определенной степени искусственную среду для изучения иностранного языка (например, ежедневно уделять несколько часов для того, чтобы вся семья говорила только на иностранном языке).

Таким образом, ребенок научится слушать иностранную речь, запомнит определенные выражения и названия, получит хорошую практику, овладеет интонацией - со временем все это ему пригодится.

В любом случае следует помнить, что домашние учителя обычно не так уж последовательны: они переходят на родной язык, когда необходимо сказать что-то быстро или объяснить что-то сложное. Конечно, языковая среда, как мы отмечали, созданная искусственно. И если нет другой возможности, лучше пользоваться специальными аудиозаписями с песнями, сказками и стихами, которые  не утомляют ребенка учебой.

Хорошо также подключать различные каналы восприятия ребенком информации: не только слуховой, но и зрительный и двигательный, т.е. показывать ребенку картинки и называть слова вместе с ним, воспроизводить движения исследуемого объекта. Существует прямая зависимость: чем больше каналов восприятия участвуют в запоминании, тем лучшим будет результат.

Лучше также весь материал запоминать в игровой форме. Понятно, что в дошкольном возрасте формируется только словарь иностранных слов, но не грамматическое построение предложений.

Однако родителям не следует корить, если их ребенок с пеленок не учится говорить на двух языках: всему свое время. Совесть таких родителей может быть спокойной, потому что они предпочли естественному развитию речи своего ребенка, отказавшись от ненужных родительских амбиций. Таким образом, родители предотвратили отставание своего ребенка в развитии речи: такое неблагоприятное развитие событий возможно и заслуживает внимания и лишних предостережений.

Другими словами, изучение второго языка в дошкольном возрасте допустимо при условии правильной организации обучения: обязательно нужно учитывать возрастные особенности ребенка, его желания и ни в коем случае не переутомлять его.

© 2009 – 2010, Мой малыш – mojmalysh.ru. Все права защищены. Копирование материалов возможно лишь с согласия администрации сайта и при наличии прямой ссылки на mojmalysh.ru.

Комментарии (3)

  1. «Лучше также весь материал запоминать в игровой форме» — только в Игровой форме маленьких детей и можно обучать. Малыши познают мир через игру. При этом не напрягаясь и не переутомляясь с интересом будут осваивать иностранный язык.
    Я заметила, что 4-х летние малыши в группе по изучению иностранных языков с интересом смотрят мультики на английском языке. Не зная и половины слов они прекрасно улавливают смысл и запоминают иностранные слова. Понятно, что одних мультиков недостаточно, но мультики могут помочь разнообразить процесс обучения.

  2. Я полностью согласна с автором статьи об правильности изучения вторго языка в дошкольном возрасте, мы в своей школе раннего развития «Классики» в Ульяновске очень удачно проводим изучение английского языка именно с маленькими детишками, но делаем это не навящево в игровой форме.

  3. У меня диплом по дошкольному воспитанию с правом преподавания английского языка малышам. С ними нужно работать в игровой форме, серия из 4-х уроков, а потом через некоторое время повторить пройденный материал, так как бы не взначай. И если к ним правильно подойти, они все вспоминают. И такие знания у них сохраняются очень на долго.