Приводя ребенка на консультации к разным врачам, родители очень часто обходят кабинет детского психиатра. А зря. Задержка речи, заикание, энурез или слишком высокая активность малыша - все эти вопросы относятся к компетенции детского психиатра.
В детской психиатрии часто встречаются поведенческие расстройства, среди которых энурез, заикание, последствия перенесенных травм или ранних детских инфекций, задержки речи и т.п.. В последнее время очень остро стоит проблема гиперкинетических (гиперактивных) детей.
Гиперкинетичность - это поведенческое расстройство. В мире в последние годы количество таких детей постоянно увеличивается. Заметьте, какие 3-4-летние дети стали непослушными. Но между невоспитанностью и гиперкинетическим синдромом есть разница.
Гиперкинетические дети словно «имеют шило в попе», они хотят быть везде, не выполняют инструкции, ведут себя так, как хотят. Невоспитанный ребенок в садике высидит занятия, потому что там чужие люди, а гиперактивный ребенок, что бы вы ни делали, больше 10-15 минут на одном месте не усидит. Ни уговоры, ни угрозы не действуют, гиперактивные дети не имеют страха и не понимают запрета.
Гиперкинетические дети очень «расторможены», импульсивны и испытывают дефицит внимания. Они физически не способны усидеть на одном месте более 10-15 минут. Через врожденный дефицит внимания они не могут воспринимать учебный материал, а импульсивность приводят к тому, что такие дети очень часто попадают в опасные ситуации. Гиперактивный ребенок может идти с мамой за руку, а через мгновение вырваться и броситься через дорогу, несмотря на поток машин.
Но гиперактивный ребенок просто не может быть иным, это врожденная патология, причины которой не до конца известны. Говорят, что это генетика и нарушение определенных биохимических процессов в коре головного мозга. Наша цивилизация также влияет на детей. Когда малыш сидит в манеже, а родители рядом смотрят боевик, то неудивительно, что у ребенка потом развивается агрессия.
Гиперактивность - это болезнь, и она лечится. Но обращаться надо к психиатру, а не к педиатру или невропатологу. Существует целая система воспитания и лечения гиперкинетических детей, которая предусматривает прием гомеопатических препаратов, которые успокаивают нервную систему, а также социальную и школьную психокоррекцию. К сожалению, наши учителя часто не умеют работать с гиперактивными детьми: ставят их в угол, пересаживают на последнюю парту.
Родителям и учителям следует применять систему "кнута и пряника": наказывать ребенка только за тот поступок, который он сделал только что, а не два часа назад; наказывать за те поступки, которые угрожают жизни и находятся вне поведенческой этики. Обязательно такого ребенка надо хвалить. Если он 10 минут спокойно посидел!
Приводить ребенка на прием к психиатру можно когда ребенку 3-4 года. Раннее обращение к психиатру дает очень позитивный эффект.