На протяжении многих лет агрессия является предметом психологических исследований. К сожалению, в повседневной жизни мы также нередко сталкиваемся с ее проявлениями и, что особенно печально, у собственных малышей.
Как известно, многим жизненным навыкам ребенок учится, глядя на окружающих. Таким способом он приобретает необходимые знания, но, увы, малыш так же хорошо запоминает, а затем повторяет и не очень лицеприятные поступки родителей. Именно у них он может научиться агрессивному поведению. Нередко дети, которых бьют - тоже дерутся, а малыши, на которых кричат - привыкают разрешать конфликты криком.
Поэтому родители всегда должны помнить, что любое их наказание, никогда не проходит бесследно - оно всегда травмирует психику ребенка. Конечно, можно дискутировать о том, имеет ли большое значение легкий беззлобный шлепок. Но, независимо от того, к какому выводу мы придем, не следует забывать: все наши поступки являются первыми и самыми главными примерами для наших детей — без сомнения, они будут их копировать. Но стоит ли возлагать всю ответственность только на семью? Ведь взаимоотношения родителей - это далеко не единственная модель поведения для ребенка. Он воспитывается в детском саду, школе, дворе. Смотрит на своих ровесников и копирует их поведение. Также большое влияние на развитие наших детей имеют средства массовой информации. Во многих семьях, независимо от их уровня доходов и социального статуса, из-за занятости родителей единственными друзьями ребенка становятся телевизор, видео и компьютер. А, как известно, телевизионные компании волнуют, прежде всего, высокие рейтинги, которых они добиваются трансляцией программ с большой эмоциональной нагрузкой на зрителя. Таким критериям в первую очередь отвечают передачи, затрагивающие тематику насилия, убийств и воен.
Неудовлетворенные потребности порождают агрессию
Ребенку необходима любовь самых близких ему людей, а также чувство собственной безопасности. Для него, кроме того, очень важны общественные контакты и признание ровесников. Он должен удовлетворить как свои познавательные и эстетические запросы, так и физические потребности: иметь сытную, вкусную и полезную пищу, удобную и красивую одежду, теплую постель и т. д. Если же эти потребности систематически игнорируются, то с высокой долей вероятности можно ждать от ребенка агрессивного поведения.
Много или мало внимания?
В современном мире контрастов растет большое количество детей, наблюдающих благополучную жизнь (уже не говоря о шикарной) только за чужим окном или на экранах телевизоров. Огромные перепады между реальностью, в которой не удовлетворяются их элементарнейшие потребности, и тем миром, который они видят вокруг себя, вызывает у них жесточайшее чувство разочарования и другие негативные эмоции. Свою агрессию дети выплескивают на любого, кто оказался в этот момент поблизости: это может быть одноклассница или случайный прохожий на улице. Со временем они привыкают к такому поведению и, чтобы добиться чего-либо, начинают использовать агрессию все чаще. Акт насилия перестает быть самоцелью и преследует конкретные корыстные цели. Например, избиение одноклассников с целью их подчинения или вымогательства денег.
Не меньше проблем и у детей из семей, принадлежащих к высшему обществу. Они окружены вниманием и заботой родителей, старающихся «во имя будущего» мудро воспитать и дать блестящее образование своим наследникам, не замечая порой очень важных потребностей ребенка в духовной близости и дружбе со своими самыми близкими людьми.
Все это вызывает у детей боль, которая со временем перерастает в агрессию. Но в этой среде она редко направлена в сторону родителей — слишком сильны общественные нормы. В итоге малыши часто замыкаются, направляя негативную энергию на самих себя: отсюда всевозможные психосоматические болезни, наркотики, попытки самоубийства.
Известный немецкий психоаналитик Зигмунд Фрейд утверждал, что человек рождается с инстинктом смерти, который проявляется, среди прочего, враждебностью, склонностью к уничтожению и убийству. Этот инстинкт является причиной, из-за которой история человечества является, по сути, историей войн. Необходимо находить разрядку для агрессивной энергии, поскольку ее аккумулирование может привести к болезни.
Как контролировать агрессию
Всегда легче предотвратить нежелательное поведение, чем его исправить. Первое и самое важное условие: никогда не бить детей, ограждая их тем самым от примеров агрессивного поведения. Не разрешать им просмотр программ, содержащих сцены насилия. Если ребенок их уже смотрит, то следует обязательно обсудить с ним то, что происходит на экране, направив разговор на тему умения сочувствовать. Следует поступать аналогично и в случае столкновения с примерами агрессивного поведения в повседневной жизни — комментировать их, рассматривая ситуацию с точки зрения потерпевших участников драматического события. Нужно всегда помнить о насущных проблемах ребенка. Не надо привязываться к нашему видению его судьбы и будущего. Следует думать о реальном человеке. И самое главное — не жалеть для ребенка любви и понимания, их не бывает много. Очень важно, чтобы малыш знал, что его любят независимо от того, научился ли он завязывать шнурки и какие оценки приносит из школы. Необходимо делать все возможное, чтобы все его потребности были удовлетворены (не путать с капризами!). Приучать ребенка - и лучше всего на собственном примере - всегда рассказывать о своих негативных эмоциях, будь то гнев, злость, недовольство, при этом эмоции утихают и перестают быть причиной неожиданных взрывов. Если вы стали свидетелем агрессивного поведения вашего ребенка, ни в коем случае не доводите дело до рукоприкладства. Эффект может быть обратным: малыш лишний раз утвердится в мысли о допустимости насилия. Кроме того, он извлечет из этого и другой урок: поймет, что в следующий раз жертва должна быть слабее, а взрослые отсутствовать.
Некоторые родители, к сожалению, не проявляют к своему ребенку чувства безусловной любви («Любим тебя таким, какой ты есть»). Они не признают успехов собственного малыша («Пусть весь мир считает тебя гением, но для нас ты все равно остаешься глупым и ленивым»), изолируют его от сверстников и не позволяют играть с ними («Жаль потерянного впустую времени»), заставляя постоянно заниматься или помогать по дому.
Исследования психологов доказали, что дети часто учатся агрессии путем копирования поведения взрослых. Во время одного из экспериментов малышам демонстрировался фильм, в котором человек бил куклу. Затем, когда куклу отдавали детям, они во время игры часто повторяли поведение взрослого.
Может ли мир существовать без агрессии?
По мнению многих психологов, не может. Ученые даже вывели теорию о врожденном инстинкте агрессии у человека. Он обязательно должен проявляться в конкретных действиях, отсюда и происходят насилие, убийства и войны. Цель общества — преобразовывать эту энергию и направлять ее в созидательное русло. Известно, однако, что инстинкты не поддаются полному контролю.
© 2009 – 2010, Мой малыш – mojmalysh.ru. Все права защищены. Копирование материалов возможно лишь с согласия администрации сайта и при наличии прямой ссылки на mojmalysh.ru.