Ребенок, страдающий дислексией

28.04.2009

ДислексияКогда мы спрашиваем у первоклассника, чему учат в школе, чаще всего ребенок на одном дыхании отвечает: писать, читать и считать.Эти элементарные навыки, развиваемые на этапе начального обучения, не всем детям даются одинаково просто. Когда наш ребенок, несмотря на собственные усилия и помощь всей семьи, с трудом читает короткие выражения и делает несколько ошибок при написании своего имени и фамилии, мы начинаем волноваться, подозревая, что он страдает дислексией — заболеванием, известным большинству из нас только по названию.

Дислексия - болезнь древняя. Люди, которые, несмотря на все старания, не могли научиться достаточно быстро и правильно писать и читать, существовали всегда. Определение дислексии первым ввел в научный оборот В. Морган. В его публикации, датированной 1896 г., описывается случай «врожденной словесной слепоты» четырнадцатилетнего мальчика с нормальным интеллектуальным уровнем развития. С тех пор это явление было исследовано представителями разных научных дисциплин. Были введены и более узкие понятия: «дизорфография» и «дисграфия». Ученые тщательно проанализировали причины возникновения трудностей в обучении письму и чтению детей с нормальным умственным развитием в связи с условиями их жизни и методами обучения. Страдающих дислексии детей среди нас немало: около 2% — учащиеся, которых эта проблема затронула глубоко, а 10-15% - касается, но в меньшей мере. Исследователи пришли к выводу, что непосредственными причинами проблем, возникающих у дислектика при чтении и письме, являются нарушения физиологических основ, отвечающих за эти процессы: функционирование зрительного и слухового анализаторов, моторика, латерализация, зрительная, двигательная и слуховая память. Диагноз «дислексия» имеет клинический характер и может быть поставлен только специалистом, а необоснованное употребление этого термина является ошибкой.

Причины дислексии

Специфические проблемы в обучении чтению и письму могут быть обусловлены различными причинами. К главным относится микрорасстройство нервной системы (патология периода беременности, родов и первых месяцев жизни). Заболевание может передаваться наследственным путем.

Смотреть и видеть

Мир, видимый и анализируемый маленьким ребенком, очень пестрый, полон различных форм и очертаний, цветов и оттенков. А буквы - маленькие, черные - похожи друг на друга. Для их запоминания и отличия необходим хорошо действующий зрительный анализатор. Если его функции нарушены, ребенку в начале обучения трудно запоминать формы отдельных букв, особенно тех, которые графически мало чем отличаются: и-й, е-с, ш-щ-ц, ж-х, ъ-ь и т. д. Характерным явлением, очень раздражающим родителей и учителей, является неверное переписывание ребенком содержания текста из книжки или с доски.

Серьезной проблемой является орфография

Ребенок правильно запомнить графический образ написанных выражений, причем не только на родном языке. Таким детям нелегко дается обучение иностранным языкам, они слабо справляются с заданиями по геометрии, с трудом пользуются географическими картами (картографическая сетка - это для них мука).

Какая рука, какой глаз?

Обычно мы без труда можем сказать, какая рука более активна у нашего ребенка. Реже мы замечаем доминирование глаза или уха. Существует такое понятие - «латерализация». Это функция головного мозга, отвечающая за процесс распределения психических действий между левым и правым полушариями.
Чаще встречаются люди с правосторонней латерализацией (доминирующие правые глаз, ухо, рука и нога). Проблемы возникают в том случае, если ребенок имеет левостороннюю латерализацию (преимущество по левой стороне), перекрестную (доминирование левого глаза у правшей) или не установленную (без выраженного преимущества органов по одной из сторон). У детей-левшей, страдающих дислексией, могут возникать технические проблемы: они пишут слева направо, закрывают себе рукой только что написанный текст, напряженно изгибают кисть. Если ребенок - ярко выраженный левша, абсолютно противопоказано переучивать его писать правой рукой.

Слушать и слышать

Если ребенок слышит с любого расстояния все звуки, но не может распознать их в речи, это означает, что его слуховой анализатор функционирует слабо, и результаты в школе не заставят себя долго ждать. Чтобы записать услышанное слово, ребенок должен выполнить сложную операцию (происходящую на уровне коры головного мозга). Если он не в состоянии произвести анализ гласных, то с таким заданием он не справится. Короткие известные выражения он запишет правильно только при хорошей зрительной памяти. Во время диктантов ему сложно отличать и верно записывать похожие звуки: и-й, к-г, п-б и т. д. Ребенок-дислектик пропускает или добавляет буквы и слоги, пишет слова слитно или, наоборот, записывает одно слово как два; читая вслух, часто не может осознать содержания (как будто не слышит); слабо понимает и запоминает вербальную информацию — таким образом, пользы от уроков получает немного.

Пишешь как курица лапой

Некоторым детям часто приходится слышать этот упрек. Им снижают оценки из-за некрасивого почерка. Но каракули получаются у них не из-за лени - каждый хотел бы иметь красивые тетрадки с отличными оценками. Сниженный графический уровень письма чаще всего свидетельствует о слабом мануальном развитии. У детей с подобным недугом буквы получаются угловатыми, разными по величине, расстояние между ними часто является большим, чем необходимо, или отсутствует, а линейки в тетради оказываются слишком маленькими или слишком большими: слова никак не хотят на них правильно размещаться.

Будет ли у моего ребенка дислексия?

Проблемы с письмом и чтением появляются в процессе обучения. Выделены так называемые признаки «опасности дислексии». Весьма возможно, что у ребенка будут проблемы в школе, если он и раньше имел трудности с действиями и играми, требующими разговорной активности, наблюдательности, координации, остроты слуха и зрения, хорошей ориентировки в пространстве. Давайте присмотримся к его движениям: ловки ли они, скоординированы, не трудно ли ребенку удерживать равновесие. Посмотрим на рисунки. Проверим, охотно ли и с каким успехом он укладывает пазлы. Оценим его действия по самообслуживанию: ловко ли одевается, завязывает шнурки, как справляется с умыванием и приемом пищи. Наконец, посмотрим на «историю» ребенка и его семьи. Если в начале жизни (в утробе матери, при родах, в грудной период) ребенок подвергался воздействию вредных для него факторов, если в семье есть родственники, страдающие дислексией, то ребенок относится к группе риска.

Успехи ребенка в школе

Ни для кого не секрет, что умение рисовать и читать необходимо всем детям для успешной учебы в школе. У ребенка-дислектика уже в первом или втором классе возникает множество проблем: читает он очень медленно, пробует угадывать слова по иллюстрациям или по первым буквам. У него могут быть сложности с математикой. Трудно дается история, которая целиком основывается на письменных источниках. Особенно тягостно для ребенка чувство безрезультатности работы, сделанной им с огромными усилиями, — оно вызывает нежелание учиться и пагубно влияет на его самооценку (я глупый, ни на что не гожусь). Выход из этой ситуации существует, но для этого требуется всесторонняя поддержка: со стороны родителей, учителей, специалистов. И тогда успех обязательно придет.

ГДЕ ИСКАТЬ ПОМОЩИ?

Если у вашего ребенка обнаруживаются симптомы дислексии, вы должны непременно обратиться за помощью. Первым этапом является диагноз - специальные обследования проводятся в психолого-педагогических, районных или городских детских консультационно-диагностических центрах. Для детей с этим диагнозом разработана конструктивная программа помощи. В школах должны быть разработаны индивидуальные требования к ребенку, а также предусмотрено участие в занятиях корректирующе-компенсирующих групп (групповая педагогическая терапия, проводимая специально подготовленным педагогом-логопедом). Индивидуальные или групповые терапевтические занятия проводятся в психолого-педагогических центрах.