Когда ребенок начинает говорить

07.04.2010

Сроки появления первых слова имеют большой диапазон. Не стоит программировать своего ребенка на появление первого слова, фразы в четко определенные вами сроки. Еще хуже, когда речевое развитие детей сравниваются с развитием чужого сверстника, а то и меньшего на несколько месяцев. Это не трагедия - другой такой разговорчивый. Дело в том, что он - другой.

Процесс появления первого слова, фразы - индивидуальный, неповторимый, темпы обогащения словаря и сроки овладения им разные. Есть примеры: на третьем году жизни - ни слова. Это на фоне нормального интеллектуального и психического развития детей. Поэтому не спешите сгоряча устанавливать сокрушительный диагноз и не позволяйте этого делать другим "специалистам" .

По данным научных исследований, минимальный словарь детей в возрасте 1 год 3 мес. Составил 4 слова, а максимальный - 232. Развитие детей проходило нормально.

В 2-3 года, когда ребенок не произносит ни слова, постарайтесь ему помочь. Это невозможно без возникновения причин длительного молчания и способов их преодоления. Присмотритесь к ребенку, ему третий год и вы все время были рядом. Какая из этих причин, по вашему мнению, не позволяет ребенку заговорить? 

Причины запоздалого появления речи

Доминирование процесса понимания речи подавляет процесс активной речевой деятельности. Ребенок способен показать, указать взглядом, поворотом головы множество вещей, о которых его спрашивают, выполнить инструкции, указания взрослых. Взрослый ожидает появления первых слов, полагаясь на то, что ребенок их понимает, считая лишним создание ситуаций предметного сотрудничества. Когда ребенок активный в других жизненных ситуациях, с интересом и пониманием слушает взрослого, то в конце концов он заговорит. Это, вероятнее всего, будет "прорыв" речевой активности, который приятно вас удивит.

Этап овладения ребенком словами-названиями длительное время остается в неизменном состоянии. Взрослые пользуются приемом называние предметов, объектов, которые вызывают интерес ребенка, или таким образом знакомят с ними. Объяснение их свойств, показ действий с ними отсутствуют. Методы рассказывания, беседы, чтение литературных произведений, совместные игры не доминируют.

Родители считают, что проявления любви обеспечат полноценное речевое развитие детей и употребляют слова-ласки на определение своего отношения к ребенку в первые 1,5-2 года, тогда как эмоциональное общение (как вид деятельности) должен доминировать значительно краткий отрезок времени.

1. Большой арсенал игрушек, который постоянно пополняется, захватывает ребенка. Он удовлетворяется манипулированием с игрушками, предметами, эмоционально реагирует на действия с ними, проявляя звуковую активность. Удовлетворяются и взрослые, считая, что ребенок уже способен сам себя развлечь и не надоедать им.

2. Возникновение "детских" слов является процессом закономерным. Ребенок еще не способен произнести слово так, как оно звучит в устах взрослого. Причина тому - еще недостаточная развитость мышц артикуляционного аппарата, что приводит к искажению, замене, пропусков звуков. Детский вариант слова вызывает умиление, удивление, восторг у взрослых, и они, чтобы продлить свое эмоциональное состояние или вызвать подобный у знакомых, родственников, употребляют слово и в своей речи. Таким образом, у ребенка появляется искаженный образец для подражания и не возникает потребность в усовершенствовании звукопроизношения.

3. Считывая жесты, звукокомплексы, мимику ребенка, родители понимают их и мгновенно удовлетворяют потребности, которые возникли. Необходимость приложения речевых усилий не актуализируется. Находясь временно с другими взрослыми, ребенок, кроме беспомощности, испытывает эмоциональный дискомфорт (раздражение, плаксивость, угнетение).

4. Взрослые осуществляют преимущественно уход за ребенком, а общению с ним не предоставляют нужного значения и времени. Голосовые реакции ребенка остаются без внимания и без ответа, стимул к их активизации и развития отсутствует. Ребенок не имеет другого пути научиться говорить, как только последовать речи взрослых.

Мальчику 3 года, а он не разговаривает. Мама готовит ему завтрак.

Ребенок говорит:

- Каша не сладкая.

- Сынок, почему ты так долго молчал?

- Раньше все было в порядке.

Чтобы ребенок заговорила

Советы мамам, папам, бабушкам, дедушкам:

1. Расширяйте круг интересов ребенка, предоставляя ему доступ к различным, ранее неизвестным вещам, предметам, объектам, понятиям, чувствам, эмоциям.

2. Не бросайтесь мгновенно на помощь ребенку при столкновении с неизвестным, однако наблюдайте внимательно за его поведением. Дайте время на самостоятельное ознакомление с неизвестным, "поймайте" удивленно-вопросительным взглядом и только тогда назовите, объясните "диковинку".

3. Учитывая развитие детей и их возможности, периодически пытайтесь задействовать их опыт и вывести на уровень сравнений, аналогий, обобщений, отождествление, установление взаимосвязей между предметами.

4. В собственном разговоре употребляйте все части речи, различные конструкции предложений, эмоциональные и интонационные краски.

-Дети, что с вами? Почему вы сидите такие хмурые и молчаливые?

- Мы играем в взрослых.

5. При общении с ребенком вводите элемент новизны: незнакомый термин, слова этикета, варианты словоизменения и словообразования, сложная конструкция предложения, применение знакомых речевых упражнений в нетрадиционной ситуации. Остановка на достигнутых умениях малыша, без постоянного их развития, приводит к обеднению речи и снижение активности. Стоит, приспосабливаться к возможностям ребенка, задавать ему индивидуальный вектор речевого роста.

6. Не позволяйте себе в присутствии ребенка игнорировать речь другого взрослого, насмехаться над ним, передразнивать.

7. Организуя разговор с ребенком, используйте к выбранной теме предметы, картинки, атрибуты, отражающие определенные действия. Такая наглядность особенно активизирует речь и делает углубления познания окружающей среды во всех жизненных проявлениях.

Разговаривайте с ребенком не только о тех вещах, которые имеют визуальное подтверждение, но и о том чего нельзя увидеть, почувствовать в момент разговора. Это способствует тому, что развитие детей проходит вне ситуативного разговора, и появлению лексико-грамматических разрядов, слов, абстрактных существительных (музыка, жара, холод, ужас, ерунда), существительных и глаголов без наглядного смысла (учить, рассказывать, думать). Используйте в собственном разговоре словосочетания с эмоционально-оценочной или экспрессивной окраской (просто чудо, смешной, ахнуть, воспитанный, бедненький) что будет образцом для подражания.

© 2009 – 2010, Мой малыш – mojmalysh.ru. Все права защищены. Копирование материалов возможно лишь с согласия администрации сайта и при наличии прямой ссылки на mojmalysh.ru.

1 комментарий

  1. моему ребенку 1.4 годика, в годик начал говорить как его зовут,как говорит кошечка, собачка…и др.животные,считать пальчики до пяти… но сейчас если спросить как его зовут или как делает тот или инной зверь он молчит и даже пальчики не считает, почему так?