Типы родительского общения

«Принятие - пренебрежение»

На одном полюсе: родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, недостойным, неудачником. Они не доверяют ребенку, не уважают его. Родители приписывают ребенку плохой характер, пессимистично оценивают его жизненную перспективу. Им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни через свои плохие способности, небольшой ум, дурные наклонности. В основном отец (мать) испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду.

На другом полюсе: родителям нравится ребенок такой, какой он есть. Родители уважают индивидуальность ребенка одобряют его поведение, симпатизируют ему, одобряют его интересы и планы.

«Симбиоз»

Этот тип отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Содержательно он может быть описан так: родители чувствуют себя с ребенком одним целым, полностью поглощены им! Ребенок находится в центре внимания и интересов родителей. Родители стараются удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родители постоянно испытывают тревогу за ребенка, он кажется им маленьким и беззащитным. Тревога родителей увеличивается, когда ребенок начинает проявлять самостоятельность, поскольку по своей воле отец (мать) никогда не предоставит ребенку возможность быть самостоятельным.

На другом полюсе - родители чувствуют ребенка чужим, посторонним человеком, не интересуются его заботами, предоставляют самостоятельность до безнадзорности.

«Авторитарная гиперсоциализация»

Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. Родители требуют от ребенка безотказного послушания и дисциплины. Они пытаются навязать ребенку свою волю во всем, не в состоянии принять точку зрения ребенка. За проявления произвола ребенка строго наказывают. Родители придирчиво следят за социальными достижениями ребенка и требуют, чтобы ребенок стал социально успешным. При этом отец (мать) хорошо знает своего ребенка, его индивидуальные особенности, мысли, чувства.

«Кооперация»

Основано на демократических принципах воспитания и кооперативных установках в общении. Его содержание раскрывается так: родители заинтересованы в делах и планах ребенка. Пытаются помочь ему во всем, сочувствуют ему, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают гордость за него. Родители доверяют ребенку, пытаются понять его точку зрения. Они поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, предоставляют ему разумную автономию, доверяют ему, стараются быть на равных с ребенком, принимают его точку зрения в спорах.

© 2009 – 2010, Мой малыш – mojmalysh.ru. Все права защищены. Копирование материалов возможно лишь с согласия администрации сайта и при наличии прямой ссылки на mojmalysh.ru.