Воспитать оптимиста

16.11.2009

воспитание ребенка

Родители стараются оградить свое маленькое чадо от любых неприятностей. Однако малыш растет - идет в сад, в школу, начинает активно общаться со сверстниками. У него случаются первые промахи, первые огорчения, от которых родители уберечь уже не могут. Да и не нужно оберегать ребенка от всевозможных трудностей - лучше воспитать его оптимистом!

Оптимисты легко справляются со всеми проблемами, не позволяя себе зацикливаться на неудачах. Эти люди верят в будущее, зная, что все будет хорошо. Медики утверждают, что оптимисты болеют гораздо реже, чем пессимисты, да и живут дольше. Дети, проникнутые оптимизмом, чувствуют себя гораздо более счастливыми. Им во всем сопутствует успех, а если и случаются проблемы, то они с легкостью их решают. В жизни оптимистов не бывает черных полос - только белые или слегка серые для разнообразия! Одним словом, оптимизм – это отличный подарок для любого из нас, и преподносят этот дар именно родители!

Оптимизм формируется в детстве: человек не рождается оптимистом, а становится им. Первые уроки оптимизма дети получают в семье. Если пессимистически настроенные мама с папой находятся в постоянной печали, ребенок вряд ли станет оптимистом, ведь именно на нас, родителей, ориентируются дети в первые годы жизни. Когда взрослым весело, за компанию радуется и малыш. Если мама нервничает и расстраивается - настроение ребенка резко ухудшается. Став родителем, нужно изменить свое отношение к жизни. Воспитать оптимиста - в наших силах! Для этого нужно соблюдать несколько несложных правил.

В любой семье случаются трудности, происходят неприятности, однако если небольшая проблема не становится той мухой, из которой раздувают слона, у ребенка есть все шансы стать оптимистом. Итак, первое правило по воспитанию оптимиста: не раздувать мелкую проблему до вселенских масштабов. Выход есть всегда, только пессимистам гораздо сложнее его найти.

Хорошая семья - та, в которой раз и навсегда поселился радостный смех. Ребенок не боится смешной Бабы Яги - так и взрослый человек, умеющий смеяться над своими ошибками, не страдает от них. Там, где царят улыбки и радостный смех, печаль надолго не задерживается. Правило второе: в доме, где растет ребенок, должно быть больше улыбок и смеха.

Есть люди, умеющие радоваться яркому солнышку, первой грозе, улыбкам прохожих, а есть и те, кого обрадовать может разве что повышение по службе или крупное приобретение. У первых гораздо больше поводов для восторга - отсюда и большое количество позитива в жизни. Третье правило - нужно научить ребенка радоваться даже мелочам.

Народная мудрость гласит: "Абсолютно счастливыми бывают только умственно неполноценные люди". Наверное, так и есть, ведь жизнь прожить - не поле перейти. На жизненном пути встречается множество трудностей и преград. Ребенок должен знать, что жизнь - это не вечный праздник. Однако у одного бокал всегда оказывается наполовину полным, а у другого - полупустым. Необходимо развивать в ребенке умение находить позитив даже в неудачах: не получилось победить в конкурсе, зато был получен бесценный опыт; не смог выйти на улицу из-за дождя, зато поиграл с папой в шахматы и т.п. Правило четвертое: нужно научить ребенка находить положительные моменты в любом негативном явлении.

Все совершают ошибки. Не ошибается только тот из нас, кто ничего не делает и даже не пытается. Ребенок должен знать, что ошибки необходимы для дальнейшего развития. Есть дети, которые, совершив оплошность, больше не желают браться за дело, будучи уверенными, что в следующий раз у них опять ничего не получится. Нужно уберегать ребенка от таких установок. Правило пятое: необходимо дать понять ребенку, что ошибка - не повод для опускания рук, а всего лишь очередной урок на будущее.

Люди, умеющие мечтать, верят в светлое будущее. Строя вместе с ребенком планы на его дальнейшую судьбу, родители учат его мечтать. У малыша пропадает страх перед "прекрасным далеко" и появляется уверенность в завтрашнем дне. Одним словом, ребенок начинает смотреть на жизнь оптимистически. Правило шестое: научить ребенка мечтать, планировать будущее.

Добившись успеха, человек хочет услышать похвалу и слова одобрения от окружающих людей - близких и не очень. Так уж мы устроены - доброе слово, как известно, и кошке приятно. Похвала стимулирует человека на новые достижения и преодоление сложных препятствий. В словах одобрения особенно нуждаются дети. Их следует не просто хвалить ("ты у меня умница!"), а по возможности объяснять причину успеха: научился ездить на велосипеде, потому что был настойчивым; смог нарисовать красивый рисунок, потому что старался, вкладывал душу; получил пятерку, потому что готовился и т.п. Правило седьмое: детей нужно хвалить, но так, чтобы они знали, что успех достигнут благодаря их старанию, а не по воле случая. Не следует хвалить ребенка в случае неудачи - в этой ситуации необходимо произнести слова поддержки, объяснить, что в следующий раз, если он будет сильно стараться, все получится.

Если человеку каждый день говорить, что он дятел - через некоторое время он начнет стучать по дереву. Произнося в адрес ребенка такие слова, как "тупица", "бездарность", "неудачник" и т.п., родители программируют его на то, чтобы он действительно потерял свой дар и никогда не смог поймать удачу за хвост. Оптимистами становятся те дети, которые верят в себя и в которых верят их родители. Правило восьмое: не следует подрезать детям крылья - нужно верить в своих детей и знать, что у них все получится!

Быть оптимистом - значит быть счастливым, жизнерадостным человеком. Воспитайте своего ребенка оптимистом - и вы снова и снова будете радоваться его победам! Вашим общим победам!

Комментарии (2)

  1. Великолепная статья! Но труууудно перестраиваться зрелым людям, которые прожили полжизни.

  2. Не могу не согласиться с этой статьей. Нужно быть самому оптимистом, чтобы подавать правильный пример своим деткам.