Существует много мифов по поводу сосания пальцев у детей, которые очень часто толкают родителей прибегать к жестким мерам, чтобы отучить детей от этой вредной привычки. Родители мажут палец или ручку малыша горчицей, перцем, алоэ, зеленкой, перебинтовывают руки, надевают перчатки, наказывают, бьют по рукам, стыдят за некрасивое поведение, показывают детей различным специалистам (педиатрам, стоматологам, психологам). Что заставляет родителей прибегать к таким мерам и так ли все страшно? Предлагаю нам с вами разобраться в этом вопросе.
Итак, какие самые распространенные мифы по поводу сосания пальцев:
- Сосание пальцев - это вредная привычка, от которой надо немедленно избавить ребенка, и чем быстрее - тем лучше;
- Сосание кулачка или пальца указывает на то, что малыш голоден;
- Сосут пальцы только дети на искусственном вскармливании;
- Сосание пальцев связано с ранним или неправильным отлучением от груди;
- Сосание пальцев деформирует зубной прикус, а также провоцирует отклонения от нормы в развитии лица, приводит к деформации большого пальца и ногтевой пластины;
- Сосание пальцев со временем перерастает в другие вредные привычки;
- Сосание пальца это признак какого-либо психического заболевания;
- Сосание пальца результат эмоционального расстройства или признак эмоциональной отсталости ребенка.
Начнем с того, является ли сосание пальца вредной привычкой и почему она возникает
Инстинкт сосания у ребенка формируется еще в утробе матери, как подготовка к грудному вскармливанию. Однако наблюдения многих мам относительно того, что уже сытый ребенок иногда все еще продолжает сосать, подтверждает гипотезу о том, что сосание имеет еще другую функцию.
Некоторые исследования показали, что ритмический характер сосания пальцев или соски может способствовать возникновению у ребенка состояния релаксации, или даже медитации, что положительно сказывается на его чувствах.
Сосание играет очень важную роль в развитии малыша в первые годы его жизни. Оно выполняет 3 основные функции:
- Сосание - это врожденный рефлекс, который обеспечивает удовлетворение одной из главных потребностей в жизни - потребность в еде.
- Сосание - это способ саморегуляции и самоуспокоения.
- Сосание обеспечивает стимуляцию в области рта.
Нужда ребенка в сосании наиболее выражена в первые 3-4 месяца. Это связано еще с тем, что рот остается одним из основных путей познания мира: ребенок все тянет в рот, познавая мир в первую очередь на вкус. Дальше эта потребность постепенно снижается. И после 7 месяцев этот процесс уже не вызывает у малыша такого интереса, как раньше. Связано это с тем, что ребенок начинает кроме молока матери пробовать и другую пищу, постепенно стараться пить из чашки, есть из ложки, то есть развиваются другие органы чувств для познания мира. И, если жизнь ребенка не наполнена стрессами, сосательный рефлекс, как и многие другие врожденных рефлексов, начинает понемногу угасать.
Что может подкрепить продолжительность этого рефлекса и затормозить его угасание?
Как мы уже сказали, первая функция, которую выполняет сосание, - это получение пищи. Поэтому если вы заметили, что приближается время кормления, и ребенок начинает причмокивать и пытается что-то схватить или сосет палец, - это означает время есть!
Исследования показывают, что дети, которых кормят каждые 3 часа, сосут палец меньше, чем те, которых кормят каждые 4 часа. Таким образом, потребность ребенка в сосании должна реализоваться каждые 3 часа.
Грудное или искусственное вскармливание
Если ваш малыш на грудном вскармливании, то, скорее всего, его инстинкт сосания будет удовлетворен. Вы можете проверить, осталось еще молоко в груди или нет, и полагаетесь только на малыша, держа его у груди столько, сколько он захочет.
Некоторые мамы, ориентируясь на то, что ребенок сосет только для получения пищи, отнимают ребенка от груди через 10-15 минут. Если мамы видят, что ребенок причмокивает и тянется к груди прикладывают малыша с другой стороны, считая, что с другой стороны молока не хватает. В результате чего ребенок может переесть. То есть сигнал ребенка интерпретируется неверно.
Когда малыш на искусственном вскармливании, его останавливает то, что молоко или смесь в бутылочке заканчивается. При том, что питаясь грудным молоком, малыш съедает большую его часть за первые 5-6 минут, он спокойно продолжает сосать грудь ради удовлетворения инстинкта сосания, по капельке досасывая остатки. Малыш, который вынужден сосать бутылочку, съедает молоко, так и не удовлетворив инстинкт сосания, а сосать воздух из бутылки ему будет неприятно, и мама не позволит. Так что, если ваш малыш сейчас на грудном вскармливании и начал сосать палец, просто подержите его у груди больше 20 минут, он съест почти столько же молока, но уже не захочет сосать пальчик.
Если же ваш малыш находится на искусственном вскармливании, увеличьте время кормления за счет размера отверстия в соске. В идеале ребенок должен потратить на кормление из бутылочки 20 минут, без перерывов на отдых.
Где же наши ручки? Вот наши рученьки!
Удовлетворение сосательного рефлекса с помощью сосания пальцев происходит следующим образом: ребенок случайно попадает кулачком или пальчиками в рот и жадно присасывается к нему, сосет с присвистом и причмокиванием, и делает это пока ему удается удержать кулак во рту. Ребенок быстро понимает, что пальцы во рту дают приятное ощущение. И дальше пальцы начинают попадать в рот все чаще и чаще.
Вспоминает о пальце (или кулачке) ребенок часто, когда он устает, скучает или болеет. Тогда рефлекс работает как успокаивающее механизм. Малыш кладет палец в рот и сосет его всласть, часто довольно долго.
Профилактикой сосание пальцев от скуки может быть привлечение рук и рта ребенка для удовлетворения познавательных интересов. Для этого хорошо подойдут различные погремушки и прорезыватели.
Но не оставляйте ребенка все время только на игрушки, чередуйте это время гимнастикой, в которой также задействованы различные части тела. В комплексе это станет хорошей профилактикой сенсорной депривации, скуки (недовольство познавательного интереса) и эмоциональной депривации (чувство одиночества, тревоги). Лучше иметь несколько игрушек на смену и чередовать их одну за другой через определенное время.