Какое поведение можно считать упрямством?

15.10.2010

капризный ребенокУпрямство ребенка - это стремление как бы там ни было все сделать по-своему, вопреки уговорам, просьбам, советам, указаниям взрослых. Упрямство может быть формой протеста, выявляющей недовольство необоснованным подавлением самостоятельности и инициативы ребенка, которые развиваются.

Упрямые дети отказываются выполнять то, что от них требуют взрослые, или стремятся сделать обязательно по-своему, без какой-либо осознанной причины. Поэтому важно понять причины детской отказа, ее биологическую или психологическую природу.

Случается и так, что ребенок прав в своем отказе: ему может давить новая обувь, в организме может недоставать ферментов для расщепления молочных продуктов, может возникнуть потребность в игре вместо предлагаемой учебной деятельности; однако объяснить свой дискомфорт ребенку иногда бывает трудно.

Или вы купили игрушку на свое усмотрение, не приняли во внимание желание ребенка, просто по тому, что вас не было времени поискать нужную игрушку – купили то, что первое попалось под руку. Какое отношение к такой игрушке и к вам вы теперь ожидаете от ребенка? Подумайте, может все же  стоит потратить чуть больше времени и купить сумочку для девочки, а мальчишке новую милицейскую машину, которые, по мнению ребенка так им сейчас нужны. А сейчас, кстати, чтобы купить игрушку для ребенка даже не надо ходить по магазинам – в интернет-магазине можно выбрать любой подарок для ребенка, вот например  интернет-магазин сумок для девочек предоставляет широчайший выбор сумочек для маленьких модниц. Вернемся к нашим упрямцам.

Взрослым также необходимо учитывать, что все дети стремятся к самостоятельности. Желание делать по-своему, проявлять инициативу, а также в какой мере не подчиняться взрослому, возрастает по мере обогащения опыта ребенка, по мере его развития.

Предотвратить столкновение двух волевых проявлений - ребенка и взрослого, конфликтов взрослых с детьми можно, если с детства ребенка, с одной стороны, приучают выполнять последовательные требования взрослых и сдерживать свои импульсы, а с другой - учат конструктивно выражать свои желания. Роль же взрослого заключается в управлении направлением поведения ребенка в пределах полезности для его развития.

Не следует забывать о важности помощи со стороны взрослого и гибкости его поведения во взаимоотношениях с ребенком. Например, если ребенок не хочет читать, а хочет рассматривать картинки, можно ему уступить и предложить после немножко почитать. Складывание же после игры игрушек - обязательное правило, и если ребенок отказывается это делать, необходимо собирать игрушки вместе с ним. У взрослых, к сожалению, это всегда хватает терпения и времени доискиваться причин упрямства ребенка: проще, конечно, подавить его волю, заставить. Уместен вопрос: в таком случае, чья это проблема?

Дети не рождаются капризными и упрямыми, и это не их возрастная особенность. Нельзя подобные проявления оправдывать характером, потому что характер не является врожденным и неизменным, а формируется на протяжении всей жизни человека. Капризным ребенок становится вследствие ошибок воспитания, которые допустили взрослые.

Как мы уже упоминали, у детей шестого года жизни капризы часто связаны с недовольством их реальных потребностей. Однако подобные проявления нельзя считать капризами: достаточно устранить причины, создающие неудобства, и ребенок вновь становится спокойным.

Часто капризы родители принимают за нервные проявления в поведении ребенка. Нервозность приписывают малышу особенно тогда, когда капризы проявляются в такой бурной форме: ребенок не просто кричит, а замахивается на взрослого, разбрасывает игрушки, ложится па пол и т.д.

Для того чтобы исключить нервозность в поведении ребенка, необходимо сходить на консультацию к врачу.  Капризы - это тактика ребенка, чтобы  добиться своего, особенно если его «хочу» неожиданно встречает отказ со стороны родителей.

Как же взрослым относиться к таким детским капризам? Невозмутимость, сдержанность в разговоре с ребенком, недопустимость проявления жалости к нему - лучшие помощники в подобных случаях. Нужно всегда иметь в виду, что бурная сцена ребенка рассчитана на то, чтобы добиться от взрослых уступки. Если дети привыкают к тому, что любые их желания (даже те, которые нарушают установленные в семье правила) выполняются, у них формируется четкий стереотип общения со взрослыми, который можно передать формулой: «Захочу - покричу - получу». В случае если ребенок убеждается в том, что рядом с ним нет никого, кто ему сочувствует, и никто не спешит успокоить его, ничего не остается, как прекратить сцену.

Вскоре ребенок поймет, что его крики никого не трогают, и тогда привычка имитировать истерику постепенно исчезнет.

© 2009 – 2010, Мой малыш – mojmalysh.ru. Все права защищены. Копирование материалов возможно лишь с согласия администрации сайта и при наличии прямой ссылки на mojmalysh.ru.