Упрямый ребенок

упрямый ребенокОб упрямстве чаще всего говорят, когда ребенок так увлекается своим делом, что не желает слышать неодобрение со стороны старших или, вопреки внятной просьбе, не хочет ее выполнять. Слово «упрямство» обычно соседствует со словом «непослушание».

Петенька - обязательное отрицание

Полуторагодовалый Петенька сидит на стульчике. Из кухни выходит мама: «Сейчас сыночек съест свою манную кашку!» — «Нет, нет, нет!» — «Ешь, сыночек, ты же любишь». - «Нет, нет, нет!» - верещит Петенька, разбрасывая ложкой содержимое тарелки вокруг себя. Мама приносит вторую ложку и через минуту порция каши оказывается во рту маленького бунтовщика. Между очередными порциями он не забывает о своем «нет! нет!». Упорные протесты у детей в возрасте Пети связаны с физиологией.

Маленький человек приобретает опыт чувствовать себя личностью, у которой есть собственные желания и стремления, познает свои возможности. Поэтому «нет! нет!» часто сопутствует даже любимым и привычным занятиям. Протестуя, Петенька продемонстрировал свою независимость и отстраненность от ситуации, после чего спокойно сделал то, что от него требовали.

Маша - трехлетний экспериментатор

Маша стоит возле окна. В руке она держит конец занавески. Девочка резко дергает ее со всей силы, и ткань накрывает ее с головы до пят. «Маша, нельзя!» - строго говорит дедушка и водружает занавеску на место. Маша дергает снова — результат тот же. На этот раз выговор произносится более категоричным тоном и сопровождается угрозой шлепка. Но Маша, улучив момент, когда дедушка отвлекся, тянет занавеску - уже двумя руками. Дедушка выполнил обещание. Ошибается, однако, тот, кто думает, что наказание предотвратило дальнейшие попытки девчушки: она повторяла их еще трижды. Поведение Маши трудно признать проявлением «физиологического негативизма». Скорее, она проверяет, «как действует дедушка». Экспериментирует, наблюдая, каждый ли раз повторяется один и тот же эпизод, а затем пытается установить причинно-следственную связь между поступками. Ее поведение можно интерпретировать и как исследование границ: что еще можно сделать, а чего делать уже нельзя. После первого запрета и первого шлепка Маша узнала, что барьер существует, после очередного - что его невозможно преодолеть.

Возможно, ребенок это делает не из вредности, а потому, что хочет освоить новый для него вид деятельности. Поэтому, запрещая что-либо ребенку, важно предложить альтернативу. Дать ткань, с которой ребенок мог бы играть, либо привязать веревку, которую ребенок мог бы безопасно дергать вместо штор.

В стычках с детьми

Маму Пети поздравляем с выдержкой. Упрямство в его возрасте — закономерность развития. Нет смысла с ним бороться, если действия ребенка не угрожают его жизни и здоровью или не разрушают обстановку. Дедушка Маши решительно принял вызов. Бесспорно, намеренное непослушание не должно оставаться безнаказанным. Но стоило подумать, не лучше ли было после первого выговора, подкрепленного шлепком, просто отвлечь внимание ребенка, - с трехлетними это сделать несложно. Демонстрация твердой последовательности со стороны взрослых может привести к ненужной демонстрации силы и потере контроля над ситуацией. Спорным остается и вопрос, насколько целесообразно физическое наказание с точки зрения долгосрочного результата. При встрече с детским упрямством необходима большая гибкость и разнообразие реакций в зависимости от возраста, намерений и формы поведения ребенка. Можно, однако, сформулировать

Принципы поведения с «упрямцем»

Как правило, мы злоупотребляем запретами и приказами. Чем больше подобных родительских тирад, тем равнодушнее к ним ребенок. Запреты и приказы постепенно превращаются в ничего не значащий шум, утрачивается связь между словом и смыслом. Попробуем объяснить ребенку причины запрета. Возможно, это не всегда реально. Как, например, объяснить двухлетнему ребенку, что вставлять палец в электрическую розетку нельзя потому, что это может быть неприятным и даже опасным? В таком случае остается проявить неодобрение, строгое порицание. Если, несмотря на значительное сопротивление, нам удается добиться желаемого поведения, будем помнить, что ребенка надо похвалить за послушание.

Кто здесь главный?

Очень серьезная задача для каждого родителя - разобраться, какое требование для нас настолько важно, что мы готовы идти до конца, а в каком - можем уступить ребенку. Если правила будут сформулированы вместе с ним и приняты, у нас есть реальный шанс, что они будут соблюдаться.

Если наш ребенок сильно на чем-то настаивает, попробуем задуматься, не прав ли он в данном случае. Возможно, говоря «нет», мы руководствуемся больше собственным воображением и страхами, чем фактами. Не стоит меряться силами тогда, когда мы увере-ны в своей правоте на сто процентов, а упрямство чада непреоборимо. Если последствия принесут ребенку только неприятности, но не представляют серьезной опасности — имеет смысл дать ему возможность познать вкус справедливого наказания.

Упрямство подростка

Рассудительность и терпеливость будут нам крайне необходимы, так как неуклонно приближается период бунта. Подросток на этапе осознания себя как личности должен «сразиться» с окружающим миром.

Молодой человек будет отрицать общепринятые правила, проверять все ценности. Мы должны помнить об ограничении запретов. В самом деле, не стоит ломать копья из-за эксцентричности прически, дырок на брюках или длины юбки. Чтобы успокоиться, устроим себе вечер воспоминаний. Достанем свои детские фотографии — посмотрим, как мы тогда выглядели. Постараемся вспомнить как можно больше событий и связанных с ними переживаний.

Когда все методы испробованы...

У нас очень упрямый ребенок. Мы пробуем ладить с ним согласно всем принципам воспитания. Безрезультатно. Мы должны спокойно сесть, посмотреть на бунтовщика и задуматься над тем, чему служит эта постоянная демонстрация протеста и недовольства. Может быть, это единственный способ обратить на себя наше внимание? Дети, обделенные достаточным, по их мнению, вниманием родителей, ведут эту стратегию с младых ногтей. Задумаемся, чего не хватает нашему сыну или нашей дочке. Спрашиваем прямо. Ищем помощи у специалистов.

Быть может, наш ребенок ведет себя подчеркнуто упрямо. Если так, попробуем избегать вынужденных ситуаций, заменяя их ситуациями выбора. Приказывая: «Надень свитер!», можем услышать в ответ: «Не надену». Не будем дискутировать. Попробуем спросить: «Что ты хочешь надеть: зеленую блузку или этот новый свитерок?».

Оптимистичный эпилог

В заключение - утешительная информация для родителей упрямых детей. Вполне вероятно, что через десяток лет вы услышите много похвальных слов о вашем наследнике. Никто не будет говорить о нем: «Упрямый как осел». Появятся новые, более приятные выражения: настойчивый, решительный, выносливый, самоотверженный. Это и есть другая, светлая сторона медали. Конечно, приятно иметь ребенка кроткого и послушного. Но воспитание направлено «в завтрашний день». Помогая ребенку в его развитии, будем об этом помнить. Немного упрямства — читай: настойчивости - никому не помешает.

© 2009 – 2010, Мой малыш – mojmalysh.ru. Все права защищены. Копирование материалов возможно лишь с согласия администрации сайта и при наличии прямой ссылки на mojmalysh.ru.

Белорусская косметика интернет-магазин. Вы в магазине косметика http://www.fabriz.ru.